12.08.2024 11:44
Персоны.
Просмотров всего: 4684; сегодня: 4.

Первый высотный воздушный таран произведён в начале ВОВ

Первый высотный воздушный таран произведён в начале ВОВ

Утром 11 августа 1941 года с аэродрома в районе г. Калинин на перехват немецкого двухмоторного самолета-разведчика Do-215 (Dornier-215), направлявшегося на большой высоте к железнодорожному узлу Бологое, вылетело дежурное звено одной из эскадрилий 27 истребительного авиационного полка (ИАП) 6 истребительный авиакорпуса (ИАК) Московской зоны ПВО. Дежурными летчиками в тот день были назначены командир звена лейтенант А.Н. Катрич и его ведомый младший лейтенант М.И. Медведев. Однако вскоре у самолета ведомого забарахлил мотор и Медведев вернулся на аэродром. В результате Катрич был вынужден действовать в одиночку.

В процессе набора высоты советский летчик обнаружил инверсионный след, оставленный вражеским самолетом, уходивший курсом на северо-восток. В районе Бологое Катричу удалось догнать Do-215. Немецкий экипаж неоднократно совершал вылеты в наши тыловые районы и действовал довольно скрытно на больших высотах. Получаемые разведывательные данные позволяли германскому командованию осуществлять успешные воздушные налеты на советские военные объекты, бомбить транспортные коммуникации, по которым непрерывно шла переброска на фронт свежих резервов, военной техники и боеприпасов.

Все предыдущие попытки перехватить немецкий разведчик силами 27 ИАП оказывались безуспешными. На этот раз лейтенант А.Н. Катрич принял решение уничтожить врага любой ценой. Не используя кислородной маски (состояние здоровья, по словам летчика, позволяло ему летать на больших высотах), он на высоте 8 км (по другим данным – 9 км) сумел сблизить свой самолет с вражеским на дистанцию открытия огня. Зайдя со стороны солнца, что исключало своевременное обнаружение советского самолета неприятельским экипажем, с расстояния 100 м Катрич выпустил несколько длинных очередей из всех пулеметов, прошив фюзеляж «Дорнье» от правого киля до левого двигателя, в результате чего двигатель задымил. Ответного огня не последовало из-за гибели бортового стрелка немецкого экипажа. Стремясь выйти из зоны атаки советского истребителя, экипаж Do-215 немного снизился и с увеличением скорости стал поворачивать в сторону линии фронта. Лейтенант А.Н. Катрич начал преследовать вражеский самолет. Однако попытка вновь обстрелять его не удалась из-за отказа пулеметов.

В сложившейся обстановке советский летчик принял единственно верное решение – таранить немецкий воздушный разведчик. Хотя сделать это на большой высоте, где воздух разрежён и машина в управлении менее послушна, далеко не просто.

Быстро сближаясь с вражеским самолетом, лейтенант Катрич зашел к нему сзади слева под небольшим углом. Летчик четко рассчитал скорость своего «мига» применительно к скорости вражеского самолета.

В опубликованной позднее статье «Сталинский сокол» описание первого в мире высотного воздушного тарана выглядело в следующем виде: «Он [лейтенант Катрич] видел ослепительно сверкающий диск своего металлического винта и тусклый хвост фашистского самолета. Неуловимым движением он подал машину вперед, прицеливаясь так, чтобы отрубить руль бомбардировщика [разведчика] самыми кончиками металлических лопастей. Он прицелился краем сверкающего диска и подвел его к рулю бомбардировщика, как стальную круглую пилу, вращающуюся с бешенной скоростью. Еще немного вперед, и раздался удар. Металл зазвенел. Машину потянуло на нос и влево. Казалось, прикосновение было очень нежным, но весь истребитель содрогнулся, а бомбардировщик стал разрушаться. На огромной высоте при громадных скоростях слишком велико было напряжение металла. Катрич левой ногой дал крен влево и проскочил над бомбардировщиком. Это было очень трудно, потому что истребитель попал в вихри от его мощных винтов. Несколько секунд истребитель дрожал, как в лихорадке. Он перешел в пике. Катрич спокойно проверил управление, легко овладел своим испытанным самолетом и, делая виражи, стал спускаться на родной аэродром. Когда Катрич прилетел на аэродром, он выскочил и внимательно осмотрел самолет. Все в порядке. Только кончики стальных лопастей винта загнуты и немного расплавлены». Это был первый в мире высотный таран, в котором летчик не только уничтожил вражеский самолет, но и сохранил свою машину.

Вражеский самолет-разведчик, несмотря на отчаянные попытки пилота удержать машину в горизонтальном положении, рухнул возле г. Старица. По немецким данным 11 августа 1941 года из боевого задания не вернулся дальний разведчик Do-215 (W. Nr.0075, L5+LC) из состава разведывательной группы 1.\ObdL люфтваффе. Его экипаж во главе с лейтенантом Р. Родером числился пропавшим без вести. По некоторым сведениям, на борту сбитого самолета также находился командир 165-й разведывательной авиационной группы. Сбитый немецкий разведчик стал первой воздушной победой молодого советского летчика.

Наблюдавший с земли за воздушным боем заместитель командира 6 ИАК майор М.Н. Якушин позднее вспоминал, что «выверенные до миллиметра» действия летчика вызвали у него и всех присутствовавших на командном пункте искренний восторг. «Дорнье» перешел в пикирование, а МиГ-3 продолжил полет, хотя в работе мотора ощущалась сильная вибрация.

За совершенный подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1941 года лейтенанту А.Н. Катрич было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за № 549.

 В дальнейшем он продолжил успешно воевать на фронтах Великой Отечественной войны. В июне 1942 года Алексей Николаевич вступил в командование эскадрильей 12 гвардейского истребительного авиаполка ПВО, а с ноября следующего года до конца войны являлся штурманом того же полка.

Всего за время войны гвардии майор Катрич совершил 258 боевых вылетов и в 27 воздушных боях сбил лично пять и в составе группы девять самолетов противника.

Биография Алексея Николаевича Катрича была типична для летчиков его поколения. Он родился 12(25) октября 1917 года в селе Алексеевка Валковского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. По окончанию Высокопольской средней школы поступил на рабфак при Харьковском зоотехническом институте.

В сентябре 1935 года Алексей Николаевич был призван в ряды Красной армии и по комсомольскому набору отправлен на учебу в Чугуевское военно-авиационное училище летчиков (истребителей), которое он успешно окончил в 1938 году. Молодого офицера распределили в один из авиационных полков Московского военного округа.

Великую Отечественную войну лейтенант А.Н. Катрич встретил в должности летчика 27 истребительного авиационного полка в системе противовоздушной обороны Москвы.

В послевоенный период он продолжил службу в составе Военно-воздушных сил. После окончания в 1950 году с отличием Краснознаменной Военно-воздушной академии в Монино занимал должность командира истребительного авиаполка. Затем был заместителем командира и командиром истребительной авиадивизии. В начале 1957 года получил назначение на должность заместителя командующего 37 воздушной армией по ПВО в Северной группе войск. В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июля 1967 года генерал-лейтенант А.Н. Катрич командовал 24 воздушной армией Группы советских войск в Германии.

За время службы Алексей Николаевич Катрич освоил многие типы реактивных самолетов, в том числе: МиГ-9, Як-15, МиГ-15, -17, -19, Су-9, -17, МиГ-21, Як-25, -28, МиГ-23. Одним из первых в стране он был удостоен почетного звания «Заслуженный военный летчик СССР».

В период с 1973 по 1977 год являлся первым заместителем министра Гражданской авиации СССР. После окончания Высших академических курсов при Военной ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова академии Генерального штаба Вооружённых сил СССР имени К. Е. Ворошилова Алексей Николаевич был назначен заместителем главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств – участников Организации Варшавского договора по ВВС. В течение полугода занимал должность военного консультанта Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

В ноябре 1987 года генерал-полковник авиации Алексей Николаевич Катрич был уволен в отставку. Скончался он 25 ноября 2004 года и был с воинскими почестями похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Алексей Лашков, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории ВАГШ ВС РФ, кандидат исторических наук


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12376615@cmsArticle
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...