Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность.
30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного комиссариата по военным и морским делам СССР. В ноябре 1918 г. образован Военный отдел ВЧК. 19 декабря 1918 г. Бюро ЦК РКП(б) во главе с В. И. Лениным приняло решение об объединении Военного контроля и Военного отдела ВЧК. 6 февраля 1919 г. принято постановление ВЦИК об учреждении Особого отдела при ВЧК, куда вошли Военный контроль Наркомвоенмора и Военный отдел ВЧК. Возглавил отдел М. С. Кедров. С этого времени военная контрразведка входила в состав органов госбезопасности ВЧК-ОГПУ-НКВД.
В феврале 1941 г. военная контрразведка была передана в ведение Народного комиссариата обороны, но после начала Великой Отечественной войны постановлением Государственного комитета обороны СССР от 17.7.1941 г. возвращена в систему органов государственной безопасности как Управление Особых отделов НКВД во главе с В.С. Абакумовым.
19 апреля 1943 г. военная контрразведка была передана из НКВД в прямое подчинение народного комиссара обороны И.В. Сталина, в качестве Главного управления НКО СССР, и по предложению вождя, получила наименование «Смерш» («Смерть шпионам»). Собственные подразделения «Смерш» были образованы в составе НКВМФ и НКВД. В 1946 г. органы «Смерш» были вновь преобразованы в особые отделы и подчинены Министерству государственной безопасности во главе с В.С. Абакумовым.
Абакумов Виктор Семенович (1908 – 1954)
Родился в Москве в рабочей семье. Получил начальное образование. В 13 лет добровольно вступил в РККА, затем работал грузчиком, упаковщиком, охранником. С 1932 г. в госбезопасности. С 1941 г. начальник управления особых отделов НКВД. С 1943 г. начальник главного управления «Смерш» НКО СССР. Сумел организовать эффективную борьбу военной контрразведки против спецслужб Германии.
Генерал армии П. И. Ивашутин, бывший в годы войны начальником управления «Смерш» 3-го Украинского фронта, а впоследствии, в течение 20 лет возглавлявший ГРУ Генштаба вспоминал: «Принижать заслуги Абакумова в успешной работе «Смерш» несерьёзно, думаю, что этого не позволит себе ни один контрразведчик военного времени. Практические результаты деятельности «Смерша» оказались выше, чем у НКГБ, что и стало причиной выдвижения Абакумова».
С мая 1946 г. Абакумов - министр госбезопасности СССР. В июле 1951 г. арестован по обвинению в организации «сионистского заговора в МГБ». В заключении проявил исключительное мужество. Несмотря на применение тяжелейших пыток, не дал никаких показаний и никого не оклеветал. Благодаря его стойкости, следствие по делу «кремлевских врачей» затянулось, что спасло жизни многих невиновных людей.
Генерал-лейтенант госбезопасности Павел Судоплатов в своей книге «Спецоперации» вспоминал об Абакумове: «Он продолжал полностью отрицать предъявленные ему обвинения, даже под пытками, «признания» от него так и не добились… Он вёл себя как настоящий мужчина с сильной волей… Ему пришлось вынести невероятные страдания (просидел три месяца в холодильнике в кандалах), но он нашёл в себе силы не покориться палачам. Он боролся за жизнь, категорически отрицая «заговор врачей».
После смерти И. В. Сталина с Абакумова сняли старые обвинения, но вменили организацию ряда фальсифицированных дел, в том числе, «ленинградского». Виновным он себя не признал. Казнен в Ленинграде 19.12.1954 г. в Левашовской пустоши. В 1994 г. Военная коллегия Верховного Суда переквалифицировала прежнее решение – снято обвинение в государственных преступлениях, но оставлены «воинско-должностные». В 1997 г. Верховный Суд изменил прежний приговор – смертная казнь заменена (посмертно) на 25 лет тюремного заключения, без конфискации имущества.
В 2013 г. на могиле жены и сына Абакумова, расположенной на кладбище «Ракитки», недалеко от МКАД, был установлен надгробный памятник Абакумову. По одной версии, в могилу сына были действительно захоронены останки министра, перенесённые c расстрельного полигона в Левашовской пустоши, где все эти десятилетия находилась могила Виктора Абакумова, точные координаты которой негласно сохранялись «компетентными органами», которые произвели перезахоронение останков и установили памятник. По другой версии, тело казнённого так и не нашли, а надмогильный памятник является кенотафом.
В декабре 2018 г. Луганская Народная Республика выпустила посвящённую Абакумову марку, входящую в блок «100 лет органам военной контрразведки».
Михеев Анатолий Николаевич (1911 – 1941 гг.)
Родился в г. Кемь, Карельской АССР. В органах военной контрразведки с 1938 г. С февраля по июль 1941 г. – начальник 3-го Управления НКО СССР (военная контрразведка), комиссар государственной безопасности 3-го ранга. В начале войны, по настоятельной просьбе был направлен в действующую армию. С 17 июля 1941 г. – начальник Особого отдела Юго-Западного фронта.
9 августа 1941 г. немцы, прорвав оборону на левом фланге Киевского укрепрайона, захватили хутор Совки, пригород Киева. Это означало реальную угрозу вступления фашистов в город, захвата мостов через Днепр, окружения советских войск западнее Киева. Выполняя приказ командующего фронтом генерал-полковника М.П. Кирпоноса, Анатолий Михеев лично поднял в атаку красноармейцев. В результате фашистская группировка, прорвавшаяся в пригород Киева, была отброшена.
С 14 сентября 1941 г. войска Юго-Западного фронта сражались в окружении. Утром 20 сентября командующий приказал штабу фронта, численностью около 800 человек, укрыться в урочище Шумейково Полтавской области, чтобы ночью продолжить прорыв, однако, немецкий самолет-разведчик обнаружил отряд, и через некоторое время урочище со всех сторон окружили танки и пехота противника.
Больше суток окруженный отряд отбивал фашистские атаки. В одной из рукопашных схваток Михеев был ранен в правую ногу, однако, не покинув поле боя, продолжал руководить своими подчиненными. После гибели командующего фронта генерал-полковника Кирпоноса и многих других высших командиров, Михеев принял решение продолжить прорыв, и в ночь на 23 сентября 1941 г. его группа с боем вырвалась из окружения. Утром 23 сентября, в 2-х километрах от села Жданы, фашисты вновь окружили группу. Здесь, отстреливаясь до последнего патрона, геройски погиб Анатолий Николаевич Михеев.
Основные функции военной контрразведки:
- розыск вражеских агентов в районах боевых действий, в местах нахождения военных объектов, обеспечение получения данных о засылке вражеских шпионов и диверсантов;
- проникновение в разведывательные и контрразведывательные органы противника;
- проверка выходящих из окружения и освобожденных из плена военнослужащих Красной армии, а также гражданских лиц, подозреваемых в сотрудничестве с противником;
- выявление антисоветских настроений, пресечение паникерских разговоров и слухов;
- выявление перебежчиков, дезертиров и членовредителей;
- контроль эффективности выполнения боевых и служебных задач командным составом Красной армии (например, если понесенные потери не оправдывались полученными результатами);
- борьба с националистическим подпольем в тылу действующей армии;
- розыск военных преступников и изменников Родины;
- борьба с мародерством и расхищением трофейного имущества.
Важнейшей функцией военной контрразведки являлся розыск вражеских агентов в районах боевых действий, в местах нахождения военных объектов, обеспечение получения данных о засылке вражеских шпионов и диверсантов, проникновение в разведывательные и контрразведывательные органы противника.
Козлов Александр Иванович (1920-2008 гг.)
Родился в с. Александровском (совр. Ставропольский край). Лейтенант РККА. В октябре 1941 г. воевал под Вязьмой, был командиром батальона 7-й дивизии народного ополчения. Попал в окружение, стал партизаном, начальником разведки партизанского полка. В июне 1942 г. вместе с женой попал в плен. Чтобы получить возможность вернуться к своим, дали согласие работать на немецкую разведку. Учились в спецшколе абвергруппы 103 под Смоленском и в Борисове (радиопозывной группы - «Сатурн). В июне 1943 г. Козлов был заброшен в советский тыл и сразу явился в отдел «Смерш» с повинной. Решено было снова забросить его к немцам.
Вернувшись в Борисов, получил повышение, стал начальником учебной части школы. Склонил к работе на советскую разведку нескольких подготовленных курсантов, которые сразу после этого явились в органы «Смерш». Компрометировал и отчислял наиболее преданных врагу курсантов. Осенью 1943 г. школа переехала в Восточную Пруссию, а в конце войны перебазировалась на запад. Козлов был взят в плен американцами и передан советской стороне. В Москве представил «Смершу» данные на 80 немецких агентов.
После войны вернулся на родину в Ставропольский край. Как бывший военнопленный мог устроиться только чернорабочим. Жена не выдержала испытаний и уехала, забрав ребенка. От тоски и безысходности стал пить. Однако, смог взять себя в руки. Вторично женился, поступил на учебу в вуз, родился сын. Но 1949 г. был арестован за разглашение секретных сведений и осужден на 3 года. В 1952 г. вернулся из заключения, опять стал чернорабочим. Реабилитирован в 1963 г. Тогда же вышел роман В. И. Ардаматского «Сатурн почти не виден», в котором прототипом главного героя послужил Козлов. В 1967 г. по роману был снят фильм «Путь в Сатурн». В 1965 г. Козлов награжден орденом Красного Знамени, но широкую известность и признание получил только в 1990-е гг.
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: